Рецензия на спектакль «Время женщин». «Женские времена» в «Современнике».
В «Современнике» поставили спектакль, который стал настоящей сенсацией. «Время женщин» - спектакль поставленный мужчиной, но, тем не менее, очень женский по своей сути, в самом лучшем смысле. В постановке режиссера Егора Перегудова затронуты все основные моменты психологии женщины, и от этого она интересна не только женской половине зрителей, но и мужской, ведь сильному полу всегда интересно знать обо всех тонкостях женского мышления и видения мира.
Автор одноименной повести Елена Чижова в своей работе хорошо и емко раскрыла вопрос жизни русских женщин, а режиссер Перегудов не менее талантливо воплотил художественные образы в сценической постановке, совместив два плана на одной сцене – вымысел и реальность и нестоящее и прошлое. Это хороший пример того, как труд женщины, с огранкой из мужского таланта, рождает истинный шедевр. Как не ищи изъянов в спектакле, их не найти, слезы, застилающие глаза, не дают их рассмотреть.
Исполнительница роли Антонины - Алена Бабенко играет в спектакле две роли – художницу наших дней и ее мать в юности, причем делает это весьма талантливо. Задача перед актрисой стояла непростая, за минуту успеть, не просто переодеться за кулисами, а перевоплотиться в героинь разных времен. Только что пела, а вот уже жарит лук у плиты, обливаясь от его пахучих паров слезами. Причем и лук, и слезы и масло на сковороде – настоящие. Как в жизни. А жизнь, вроде бы и простая и тихая, но при этом страшная, у всех женщин на сцене.
Сюжет незамысловатый: конец пятидесятых годов, в Ленинград из села с мечтой найти работу и обрести счастье приезжает молодая Тоня — и вскоре рожает дочь от парня, которого видела всего один раз в жизни. Ребенка воспитывают три бабушки-соседки по общежитию, пока Тоня пропадает на работе, и у каждой найдется собственная история и сказка для девочки. И бабушками их можно назвать по праву, ведь заслуженна самая крепкая родственная связь. У каждой из них соя личная тяжелая судьба – умершие дети, погибшие мужья, поломанные жизни. Исполняют роли бабушек Светлана Коркошко, Таисия Михолап, Людмила Крылова.
Время в постановке сжато очень плотно, так, что Антонина успевает за десять минут спектакля родить ребенка, расстаться с возлюбленным, выслушать советы и обсудить с соседками будущность своей дочери. Память – ключ к сюжету спектакля. Поэтому в оформлении сцены все до мелочей продумано, нет случайных атрибутов. Вещи навсегда ушедшей эпохи подкрепляют правдивость истории, а те, кто жил в то время подтверждают – так все и было. Кастрюли, плиты, чайники, абажуры, сцена полупуста, но и этого достаточно.
«Время женщин» о тяжелой женской судьбе, о бремени, которое приходится нести на хрупких плечах. Спектакль оставляет тягостное послевкусие не столько от жалости к трудным жизням героинь, сколько от осознания, что все это правдиво, и случаев подобных в реальной жизни – множество. В любой человеческой жизни горе – привычное дело, а радость наоборот – исключение. И нет в этом ничего нового и неизвестного. Многое уже пересказано, услышано, пересмотрено, но приспособиться, привыкнуть к подобным историям нельзя.
|