Рецензия на спектакль "Человек - подушка".

Автор пьесы "Человек - подушка" - Мартин МакДонах. У него очень удивительная и интересная биография. Родился в простой семье, даже не закончил среднюю школу, 10 лет получал пособие по безработице, на которое и проживал. Все время смотрел телевизор, не пропуская фильмы Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино. Его брат Джон пытался стать писателем и Мартин, глядя на него, тоже решил попробовать. Каждый день по 9 часов он изводил бумагу, называя себя "безработным по уважительной причине".

Со стороны может показаться, что это очень просто - сиди и пиши, но на деле, необходимо иметь фантазию, научиться отбирать главную мысль, любить окружающий мир, любить своих героев, ведь только так они получатся живыми. МакДонаха необычайно заинтересовала скандальная повесть "Реквием по монахине" Уильяма Фолкнера. Эта повесть о няне - монахине, которая совершала убийства своих подопечных, мотивируя это жалостью.

Эта повесть гремела на всю страну, потому что няня абсолютно всерьез считала, что детям не нужно жить, ведь пока они невинны - они попадут в рай. У МакДонаха вместо няни в повести любящий детей Человек - Подушка, который из милосердия поджигал детей и их игрушки. Это в какой - то степени провокационная пьеса, поскольку в современном обществе может найтись маньяк, который посмотрев подобное, может объявить себя Человеком - Подушкой.

Как сюда относится писатель и понятие "творческий человек"? Главным злодеем оказывается герой, который все время твердил, что он ничего плохого не совершал, а лишь писал рассказы. А в самом конце он получается жертвой тоталитарной машины насилия. В этой пьесе большое количество пародийных следователей затрудняет запутанность этой вещи. Спектакль получился не очень хорошим, вместо захватывающего дух действия, душераздирающих эмоций - нам немного смешно вначале, а чем дальше, тем скучнее становится.

Начинает казаться, может мы чего - то не понимаем, каково другим зрителям наблюдать за парочкой довольно смешных душегубов, один то пьет чай из окровавленной кружки, то прячется в сейф от подследственного, другой изображал из себя садиста и полного комплексами неврастеника, кидающегося предметами. Страшно не было совсем. История, выдуманная МакДонахом, поражает своей дикостью. Его герои Па и Ма, ради эксперимента, решили сделать одного своего сына уродом, а второго гением.

Эта семья представляется маленьким государством, ведь оно не  бывает абсолютно справедливым. Трудно представить, что могут вытворять со своими детьми два с виду порядочных человека. По этому сюжету получился бы отличный психопатологический американский триллер - мать издевается над сыном, сын вырос, убил мать и сам стал маньяком. Его убогий брат - это собирательный образ. Вспомните "Шум и ярость" Фолкнера - там такой же придурочный, который олицетворяет собой совесть всей семьи.

Если отбросить эту ассоциацию, сразу возникает персонаж "Криминального чтива" - Зэт. Или сын садист из "Дома тысячи трупов". Если бы не Алексей Кравченко, который своей игрой спас спектакль, постановка была бы обречена на провал. Его герой ирод и псих, но он абсолютно открыт и честен. Сказать, что он маньяк нельзя, поскольку он не получает удовольствия от того, что делает. Михаил совершает то, что пишет в своих рассказах его брат. У него нет стремления спасти весь мир и  вывести формулу счастья, в отличие от других героев.

Этот страшный, неприятный персонаж становится чуть ли не лучше всех остальных героев спектакля, которые предстают перед нами в навязчиво - параноидальном образе, постоянно вызывают раздражение. В учебнике психологии описан прием, который помогает избавиться от таких навязчивых собеседников - нужно просто их игнорировать - они заметят, что на них не обращают внимания и успокоятся.

В целом, спектакль можно было бы воспринимать, как глупую шутку, однако вся эта показная слащавость, которую демонстрируют настоящие ребятишки в белых рубахах, снующие по сцене вызывает не страх, а какое - то гадкое ощущение.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: