Рецензия «Гений случайности».

Знаменитая танцевальная группа Мерса Каннингема впервые, но, к сожалению, и в последний раз выступила на Десятом Чеховском фестивале в Москве. Знаменитый хореограф два года назад скончался в возрасте 90 лет. Он завещал отправить Меrce Cunningham Dance Company в турне на два года, после чего – распустить. На фестиваль были привезены три балета Каннингема: «Biped» (1999) , «Xover» (2007) и «Тропический лес» (1968).

Москвичи и петербуржцы уже, в какой-то степени, знакомы с творчеством маэстро: на выставке Михаила Барышникова были помещены фотографии репетиций и спектаклей Merce My Way. Но, снимая «размытым» методом, Барышников показал Merce романтичным и чувственным, тогда как на сцене мы не увидим сентиментальности – это жесткий, строго просчитанный балет, где каждый участник  от режиссера до работника сцены, несет полную ответственность за свой участок, а «умный» зритель собирает картину воедино.

В пятидесятые годы Каннингем увлекся идеей случайности, когда целые гаммы движений для разных частей человеческого тела соединялись воедино в произвольном порядке. В девяностые годы, экспериментируя с человеческой фигуркой в компьютере,  метр добился того, что усилилось не только ощущение нелогичности движений, но и восхищение мастерством исполнителей.

В балете «Тропический лес», например, на сцене парят, поднимаются и опускаются от малейшего дуновения серебристые подушки, придуманные гением рекламы Энди Уорхолом. Музыка Дэвида Тюдора шелестит, хрипит и жужжит. Но танцовщики никакого внимания на музыку и окружающее пространство не обращают, а сосредоточенно двигаются, причем, кажется, что их руки, ноги и торс совершенно независимы друг от друга.

Спектакль  «Xover» оставляет такое же впечатление. Кажется, ничто между собой не связано: танцовщики в белом трико, выполненный Робертом Раушенбергом задник с белыми и красными полосами и дорожными заграждениями, музыка Джона Кейджа, представляющая из себя микст шумов, которое прорезается прекрасным голосом Джоан Ла Барбары, крякающей в особо напряженные моменты.

Смех зала просчитан Мерсом: собирая картину мира, нужно уметь расслабляться и получать удовольствие. К сожалению, и расслабление у Каннингема требует напряженной работы ума, поэтому и на «Xover», и на «Biped» к концу спектакля зал значительно поредел. Не всем оказалось доступно высокое искусство.

ЕЩЕ

Рецензия на постановку «БерлусПутин». Две головы – а надо ли
Рецензия на постановку «БерлусПутин». Две головы – а надо ли?   Около двух лет назад нобелевский лауреат в области сатиры Дарио Фо поставил на итальянской сцене пьесу «Двуглавая аномалия». О...
Рецензия на постановку «Белградская трилогия» ВГИКА.
Рецензия на постановку «Белградская трилогия» ВГИКА.   Студенты Болгарской Национальной Академии Театра и Киноискусства попытались передать суть «Белградской трилогии» популярного сербского д...
Рецензия на постановку «Бедная Лиза» - естественность и красота.
Рецензия на постановку «Бедная Лиза» - естественность и красота. В рамках фестиваля современного искусства с красивым названием «Территория» зрители смогут увидеть новую постановку, хореографическ...
Рецензия на постановку «Анархия». Горькие последствия панк-культуры.
Рецензия на постановку «Анархия». Горькие последствия панк-культуры. В одном из театров Вест-энда пьеса Майка Пэкера прошла незаметно. Затем Оксана Алешина  перевела ее на русский язык для фестив...
Рецензия на постановку «Автопортрет». Испанский коллаж.
Рецензия на постановку «Автопортрет». Испанский коллаж. Год испанской и русской культур стал поводом для обязательного включения «Автопортрета» в Чеховский фестиваль. Примерно как классический инд...
Рецензия на постановку «Автопортрет». Андалусское фламенко в гостях у Чехова.
Рецензия на постановку «Автопортрет». Андалусское фламенко в гостях у Чехова. Что такое фламенко? Не испанец ответит: танец! Испанец просто начнет танцевать. Фламенко, как танцевальный стиль являе...
Рецензия на постановку «Circo Ambulante». Очередная фантасмагория на сцене Театра Наций.
Рецензия на постановку «Circo Ambulante». Очередная фантасмагория на сцене Театра Наций. В театре Наций вновь необычная премьера, спектакль-пародия, спектакль-фантазия, спектакль-хаос. Режиссер...
Рецензия на постановку «39 ступеней». Коктейль из литературы и драмы.
Рецензия на постановку «39 ступеней». Коктейль из литературы и драмы.   Cуществуют вещи, которые просто невозможно объединить. Это не отвечает никаким нормам. Но разве в театре существую каки...
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: