Рецензия на постановку «Дама с собачкой». Но без собачки…
"Дама с собачкой" в постановке К. Гинкаса идет на сцене столичного ТЮЗа уже не один год. Сначала думаешь, что описание обычного курортного романа это как-то не по-чеховски. Но нет, в избитый сюжет легло все то же чеховское противопоставление жизни подлинной и не подлинной. Тесный зрительный зал создает ощущение камерности всей истории, будто это отдельный маленький мир. Зрители располагаются на балконе, перед ними помост, за которым пустота, изображающая море.
В самом начале спектакля из него выныривают герои. На помосте - настоящий песок, в углу - весла, столярные инструменты, а вдалеке, на голубом фоне, виднеются лодки. Сразу становится понятно, что эта постановка - конкретное авторское прочтение "Дамы..". Режет глаз резкое сочетание голубого и желтого, это два основных цвета в оформлении сцены. Пол волнистой линией покрашен в голубой цвет, на соломенной шляпке Анны Сергеевны голубая лента, а посередине стоит таз того же цвета.
Но этой "вещественностью" и отталкивает постановка Гинкаса. В фокусе не герои, и не сюжет, а предметы, которые слишком резко изображены. Слишком материален "дождь", льющийся на зонт из кувшина, пляжные атрибуты, грубые доски забора. Предметы отвлекают внимание от сюжета, выходят на первый план. В прочтении Гинкаса нарушается главная в рассказе Чехова - отсутствие материальной конкретики.
В чеховских рассказах если и присутствуют предметы, то они играют роль фона. А в фокусе мысли и чувства героев, рассуждения и умозаключения автора. Так же и с игрой актеров - переходя постепенно от спокойной речи к повышенным тонам, слова героев ощутимо теряют вес. Гинкас использовал интересный прием: то, что у Чехова было описанием у него становиться диалогом между героями. Актеры и играют, и комментируют свою игру, подшучивая и передразнивая сами себя.
Хоть игра актеров и хороша, но как-то совершенно не о том. Громкие рыдания Анны Сергеевны опять же разрушают тонкую материю чеховского мира. Ну не должна чеховская барышня биться о стену, это скорее уж в духе Достоевского. Конечно, невозможно уместить в двухчасовой спектакль все, что проходит перед нами в книге. Это оправданно, ведь режиссер и писатель обладают совершенно разными изобразительными средствами. Но, несмотря на авторское видение режиссера, нельзя разрушать основы мира, в котором живут герои. А где же собачка? А собачки в спектакле нет.
|