Рецензия на постановку Кирилла Серебренникова «Человек-подушка».

Режиссером постановки «чернушной» пьесы, как ее успели окрестить зрители и театральные критики, стал Кирилл Серебренников. Премьерный показ был перенесен с 20 апреля на 23-е, поскольку материал очень сложный, и дабы убрать все шероховатости и приблизиться к совершенному исполнению, шли бесконечные прогоны. Тщетно было искать билеты на премьеру - все они были выкуплены за месяц.

По задумке режиссера-постановщика, пьеса была перенесена на нашу почву и в современное время, а также слегка адаптирована под восприятие российского зрителя. В частности, вместо копов - два следователя, с теми же манерами "доброго" и "злого" полицейского. Критики всегда неодобрительно оценивают мат на сцене, но здесь, похоже, именно тот случай, когда проявление матерщины оправдано - от людей, обличенных властью, другого и не ожидают. Наоборот, было бы странно, если бы они вели себя интеллигентно или, хотя бы, в рамках приличий.

Главный герой пьесы, Катуриан - служащий скотобойни, но отдушину он находит в написании рассказов. В целом, малый он неплохой, и удар матерным словом действует на него гораздо сильнее, чем физические побои. "Изюминка" писателя в том, что все его литературные "шедевры" становятся страшной реальностью. В городе пропадают дети, которых затем находят зверски убитыми, причем именно так, как описано в "мемуарах" (а, собственно, так думают следователи о рукописях).

 На самом деле Катуриан пишет свои страшные рассказы "в стол", когда-то был опубликован едва ли не единственный рассказ. Но его умственно отсталый брат, который проживает вместе с ним, находит записи, читает, и дословно воплощает все те ужасы, которые Катуриан ранее выплеснул на страницы. В финале пьесы писателю дается шанс проявить свой драматургический дар и сочинить "сказку" прямо в камере, на допросе. Ему дается 10 секунд и следователь, приставив к голове Катуриана пистолет, ведет обратный отсчет.

 Вроде бы, все в сказке складывается не так уж и плохо, этот рассказ не будет таким мрачным. Но завершить его автору не удается - на счете "четыре" гремит выстрел. Некоторые зрители ушли разочарованными, не дождавшись финала спектакля - очень уж концентрировано подается "чернуха", причем уже с первых же минут пьесы. По ходу представления зачитываются некоторые из рассказов Катуриана, в которых присутствуют реки крови, отрезанные детские пальчики и т.п.

Но его рассказы - это, в некотором роде, иносказательные притчи, в каждой из которой зритель находит что-то свое. Впечатления от представления - самые разные: от восторга до ужаса, но равнодушным не остался никто. Спектакль заставляет переживать во время представления, и думать - после. Примечательно, что среди всего этого "черного" ужаса есть светлый момент - фамилия актера, исполнившего главную роль - Белый, Анатолий Белый.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: