Рецензия на постановку «Пять вечеров» в «Мастерской Петра Фоменко».
Для постановки в "Мастерской Петра Фоменко" пьесы Александра Володина "Пять вечеров" был приглашен известный режиссер Виктор Рыжаков. Роль Тамары исполнила Полина Агуреева, а роль Ильина - Игорь Гордин. Эта пьеса была написана во времена хрущевской оттепели, в 1958 году, однако спектакль поставлен подчеркнуто "вне времени". Это известный риск, и в то же время одна из главных находок режиссера. До сего момента считалось, что "Пять вечеров" невозможно отделить от духа тех лет, психологии "шестидесятников" и, конечно же, колоритного ленинградского коммунального быта.
Виктор Рыжаков решил показать, что эта пьеса не является всего лишь зеркалом той эпохи, способным только отражать, но ее текст может жить сам по себе, и является актуальным для любого времени. Поэтому сцена выглядит очень просто. Она почти пустая, декорацией является фанерная рамка, которая может двигаться по вращающемуся квадратному подиуму. Оформление этой рамки виртуальное, оно проецируется прямо на стены. А так на сцене нет ничего кроме рамки, на которую навешиваются двери, а также нескольких стульев и стола.
Актеры на этой сцене, которая непрерывно меняется, также находятся в каком-то хаотическом движении. Их жесты экзальтированны, позы, которые они принимают, картинны. Под стать этому и текст пьесы - он идет неровно, рывками, то чересчур ускоряется, то застывает. Получается какой-то театр абсурда. Как нередко случается, спасает спектакль участие отличных актеров. Полина Агуреева в роли Тамары хорошо ведет сложный ритм спектакля, точно ставя жесты и дозировано проявляя эмоции.
С ролью продавщицы Зои, полной противоположности Тамары, отлично справилась Евгения Дмитриева, которую пригласили из Малого театра. Вершина их антагонизма - гротескная "дуэль", причиной которой является мужчина. Не теряются на их фоне Алексей Колубков в роли Тимофеева, а также молодые актеры Артем Цуканов и Яна Гладких, которые сыграли племянника Славу и его подругу Катю, соответственно. Менее удачно получилась роль Ильина у Игоря Гордина.
Кажется, его не слишком-то увлекает режиссерская трактовка пьесы. Конечно, на восприятии этого спектакля во многом сказался классический фильм Никиты Михалкова с незабываемой Людмилой Гурченко в главной роли. Наверное, спектакль Виктора Рыжакова будет иметь успех среди тех зрителей, которые свободны от навязанных этим фильмом стереотипов.
|