Рецензия на «Пять вечеров» в постановке Виктора Рыжакова.

 

Ставить пьесу Александра Володина «Пять вечеров» - задача не из простых. С одной стороны, прекрасные диалоги облегчают эту задачу, с другой стороны, после огромного количества постановок, а главное – после фильма Михалкова,  не скатиться к копированию и сказать что-то новое очень сложно. Однако Виктору Рыжакову это прекрасно удалось.

Использование сцены режиссером весьма оригинально: посреди сцены находится помост, где действуют актеры, а посреди этого небольшого помоста поставлена стена, значение которой меняется на протяжении спектакля. То здесь появляется нарисованная дверь, пальто на вешалке и радиоточка, то оказывается, что она заклеена обоями, под которыми оказывается не нарисованная, а настоящая дверь. Стена не будет стоять на месте, она будет передвигаться по сцене, превращаться в арку, служить атрибутом  для акробатических мизансцен.

Ильин в исполнении Игоря Гордина – воплощение настоящего мужчины, он интеллигентен, сдержан, немногословен. Манера игры Гордина слегка суховата, но именно это придает особую изюминку его персонажу. Смешная хорошенькая девочка Катя в исполнении Яны Гладких словно специально создана в противовес Гордину. Она порывиста, забавна, часто становится в какие-то нелепые позы: то попу отклячит, то ножку отставит, то желая произвести впечатление дамы серьезной, голову закинет, да так нелепо, что вызывает смех.

Полина Агуреева появляется на сцене в еще боле нелепом образе: ее героиня, одетая в длинную ночную рубашку и накрывшая чудной дикий начет сеточкой для волос, суетливо скачет на сцене, извиваясь и дергаясь, исполняя какую-то странную зарядку под звуки радио. При виде этой суетливой женщины сложно представить, что когда-то она была объектом любви Ильина. Он и сейчас пытается пробудить в этом чучеле нежные чувства, но ничего не получается.

Режиссер намеренно подчеркивает дату написания пьесы – 1959 год. Это важно для него. Ведь «Пять вечеров» - это спектакль о том времени, которое уже давно ушло, и та эксцентрика, которой Рыжаков наполняет спектакль, как раз служит для того, чтобы еще больше дистанцировать происходящее на сцене от событий современности.

Мелодраматизм пьесы уступает место эксцентрике постановки. Здесь вы вряд ли всплакнете над событиями. Ну, разве что в финале, где Тамара, неуклюже целуя Ильина, произнесет, совсем как ребенок: «В Павловске очень красиво... Я не была, но говорят...». Этот спектакль является глотком свежего воздуха, новым взглядом на, казалось бы, хорошо знакомую пьесу.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: