Рецензия на спектакль Константина Богомолова «Театральный роман».
В постановке Константина Богомолова «Театральный роман» по произведению М. Булгакова театр Гоголя представляет зрителю не театр, но целый мир: порой смешной, а временами страшный, то дарящий надежду, то отбирающий ее. Непередаваемое удовольствие зритель получает от игры актеров – они великолепны, они играют так превосходно, что сложно отдать кому-либо свое предпочтение.
В первую очередь следует отметить блистательную игру Олега Гущина, исполняющего роль Ивана Васильевича. Ему чрезвычайно реалистично удалось воплотить на сцене тип театрального деспота, нахального и самодовольного. Всплески энергии и изобретательности не приносят своих плодов, то, что принималось за талант, оказывается лишь фикцией, миражом.
Шумный и напыщенный божок сдувается. И что же дальше? Одно из двух: либо преданная актриса Людмила Селиверстовна Пряхина «надует» его настоящим насосом, либо, свернувшись калачиком на коленях тетушки Настасьи Ивановны, вчерашний тиран будет нежиться и постанывать: «Я один - режиссер», словно прося у тетушки поддержки и одобрения этим словам. Олег Гущин превосходно создал образ этого инфантильного и самовлюбленного театрального деспота.
Анна Гуляренко в роли актрисы Пряхиной выплескивает на зрителя океан эмоций: ее жалобы быстро перерастают в истерику, а истерика выливается в агрессию. Монолог Джульетты в ее исполнении выглядит как отдельный моноспектакль внутри большого представления. Не менее ярко предстает на сцене и Ирина Выборнова в роли администраторши-садистки Торопецкой.
Владимир Прянчин в роли финансиста Гавриила Степановича переводит игру на уровень языка движений и жестов. Он удивительно пластичен, он женственен и нежен, но эта женственность обманчива, за ней скрывается хитрый хищник, заманивающий в свои сети молодого писателя.
Молодой писатель Максудов (его играет Ильяс Тамеев), автор романа, является протагонистом самого Булгакова. Максудов случайно попал в этот чужой ему мир, где вместо живых людей обитают лишь тени. Но именно тени, призраки людей, которых уже давно нельзя считать живыми остаются, а писатель уходит из жизни, не в силах вынести этого кошмара. Тамеев не столько играет, сколько рассказывает зрителю о своей загубленной жизни.
Андрей Болсунов исполняет в спектакле сразу две роли: Ксаверия Ильича, беспристрастно наблюдающего за происходящим, и жалкого музыканта Романуса, которого вытеснили из жизни, а его слабые попытки постоять за себя не приводят ни к чему и заканчиваются смирением.
Андрей Алексеев появляется на сцене и в образе Кота, и театрального рабочего Бомбардова, и наглого литературного «генерала» Бомбардова, бесконечно попадающего в центры различных скандалов. Актриса Евгения Лапина-Порватова исполняет в спектакле несколько ролей-миниатюр, причем не только женских, но и мужских: бравый буфетчик, бедный инфантильный родственник, ученица литератора Ликоспастова – эдакая красивая куколка без мозгов, готовая смеяться над любой шуткой литератора, даже самой глупой.
Андрей Зайков воплощает на сцене целый калейдоскоп образов: завистник Ликоспастов, амбициозный старичок Горностаев, склочник и психопат режиссер Стриж. Этот актер может воплотить на сцене любой образ, он изменчив, энергичен, непредсказуем. Спектакль Константина Богомолова получился удивительно ярким, цельным и отточенным, с блистательно игрой актеров и прекрасной режиссурой.
|