Рецензия на спектакль «Предбанник». Не шум за сценой, но попытка докричаться…
Основой для сценария «Предбанника» послужила пьеса Майкла Крейна «Шум за сценой». Это комедия-перевертыш, в которой действие разворачивается в двух плоскостях: на сцене, где режиссер ставит плохую пьесу с плохими диалогами и скверной игрой актеров, и за кулисами, где разгораются нешуточные страсти: режиссер пристает к молодым артисткам, один из актеров много выпивает и срывает роли. Действие пьесы насыщено нелепыми ситуациями, диалогами, и, не смотря на некоторую пошловатость замысла, все выглядит довольно весело.
Однако узнать пьесу Крейна удается не сразу, т.к. в «Предбанник» умело и гармонично вписаны коллизии, актуальные для русского зрителя. Сюжет в спектакле разворачивается вокруг некой политической партии, терпящей крах. Однако персонажи здесь весьма узнаваемы: Туапсинский - интеллигент-политтехнолог, пьяница, в исполнении С. Юрского; Парковка - нервная дама, идеолог, постоянно требующая кофе и сигарет, в исполнении Л. Кузнецовой; Николай – на первый взгляд ленивый телохранитель, не блещущий умом, но в процессе развития действия раскрывающийся как хищник и на честолюбец, готовый ради достижения своих целей идти по головам и предавать близких, в исполнении А. Бобровского; Магдалена, высокомерная, самодовольная, одетая по последнему писку моды особа, взирающая на всех с высоты в начале спектакля, и потасканная, вульгарная, дешевая проститутка Магда, вешающаяся на шею Николаю в конце, в исполнении А. Гарновой. Глава партии появляется не сразу, что придает таинственности его фигуре, а появление его весьма триумфально.
Действие в спектакле разыгрывается в двух плоскостях: политическая интрига на сцене и закулисные интермедии. В отличие от первой части, драматической, насыщенной массовыми сценами, вторая часть на первый взгляд кажется недодуманной, недоигранной, недопоставленной. Однако, это лишь первое впечатление, которое возникает по принципу контраста к более насыщенной политической части, и вскоре зритель понимает, что все совсем не так, что именно здесь, за сценой происходит главное действие спектакля «Предбанник». Здесь пара актеров дядя Миша, в исполнении С. Филиппенко, и Володя, в исполнении А. Яцко, ведут беседы и о жизни, искусстве, зрителе. Какие бы нелепые маски не надевали актеры, выходя на сцену, за кулисами они играют самих себя: спокойный и смирившийся с жизнью дядя Миша и молодой, неудачливый артист Володя, без семьи, денег и перспектив.
Появление на сцене Петра Алексеевича Акимова в исполнении С. Филлипенко блистательно. Это очень узнаваемый типаж нахрапистого, нагловатого глупца, который одновременно и страшен и смешон. Из него искусственно создали икону для народа, но он слаб и уязвим, однако не желает терять власти. И тут на помощь ему приходит гуру, который должен своим магическим бубном повлиять на народ, воспринимаемый политиками как стадо баранов. Истинный же злодей до поры до времени невиден, но вскоре он появляется подобно хищнику, готовому к последнему, хорошо просчитанному и прекрасно выверенному рывку для окончательного удара, который принесет ему победу.
Современные хищники (Николай и Магдалена), это люди-компьютеры, они лишены эмоций, их глаза пусты, но все их шаги просчитаны вперед, это люди-цифры, холодные и бездушные, оттого кажущиеся еще страшнее. В отличие от пьесы Крейна, которая поставлена в жанре типичной «мещанской комедии», «Предбанник» в большей степени отражает российскую действительность вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дней. Шум за сценой – это не шум, а попытка докричаться до людей, рассказать о том, что мир, в котором мы живем, держится лишь на деньгах и власти, здесь все покупается и все продается.
|