Рецензия на спектакль «Мона» - найти свою звезду.

Спектакль «Мона» по пьесе румынского драматурга Михаила Себастьянина «Безымянная звезда» поставлен режиссером Евгением Гинзбургом. Сама пьеса, по мнению многих, имеет прямую связь с одноименным фильмом Михаила Казакова: та же тема – мечущаяся человеческая душа в своем стремлении к свету, к реализации наполняющих ее высоких чувств, но на взлете внезапно остановившаяся, как на полуслове прерванная песня; те же по своей сути главные герои – яркие и талантливые, сумевшие донести замысел автора.

Однако Евгений Гинзбург создал, свое прочтение пьесы – мелодраму в двух действиях «Мона». Мы видим спектакль, и не остросюжетный, но интересный, свободно удерживающий в внимание зрителя в течение трех часов, с удовольствием воспринимающийся и оставляющий в душе каждого свой след, и к тому же совершенно современный. 

Герои спектакля незримой чертой разграничены на два мира. Первый - мир беспечной светской жизни, уверенный в своей значимости и власти, второй – это мир, а скорее мирок унылого, провинциального существования. Главным независимым героем спектакля станет маленькая железнодорожная станция, единственная достопримечательность одного из провинциальных городков, где наблюдающий за проносящимися мимо составами невольно ощущает себя путешественником, соприкасающимся с чем-то новым, зазывающим.

Этим и привлекает к себе вокзал обывателей. Здесь люди разных возрастов. Вот школьница (Надежда Селиванова).  На вокзале своего безликого, предсказуемого городка пытается найти другую жизнь. Больше негде. И ее одинокая фигура – символ одиночества, обобщенный образ молодого поколения города. Вот учитель астрономии (Сергей Виноградов) и сродни ему молодой композитор самоучка Удря (Виталий Четков).

Только увлеченность любимым делом, самореализованность не отнесли этих одержимых героев за черту безысходности. В этом городе, тихом и доверчивом, наполненном ожиданием новизны, особенно грустным выглядит появление Грига (Юрий Анпилогов). Он из первого мира, высокомерного и неуязвимого, где в приоритете деньги, внешний лоск, где нет места человеческим чувствам.

Он хитер, безжалостен, инстинктивен, и подвернувшаяся ему мадемуазель Куку (Ксения Худоба), провинциалка, не сумевшая за внешней чистой оболочкой разглядеть грязное нутро, стала объектом его животной похоти.  Униженная, растоптанная, оскорбленная, полураздетая женщина выглядит до боли трагично. Перешагнули через ее чувства, доверчивость, тело.

Сцена сильная. Но самую яркую роль сыграет в пьесе Мона (актриса Елена Ксенофонтова). Своей игрой она с лихвой сгладит некоторые шероховатости постановки, компенсирует недосказанность некоторых ролей. Красавица Мона умна, самолюбива, капризна и даже цинична. Ей наскучил мир удовольствий, драгоценностей, фальши, сделавший ее такой.

Спасаясь от него, она иногда предпринимает авантюрные и бессмысленные путешествия, хотя в итоге всегда возвращается в мир комфорта, лжи, паразитизма. На сей раз, оказавшись совсем в бедном городишке, она не увидит здесь фальши, обмана, всего того, что отравляло ее. Только на одну ночь судьба свела ее с высоко порядочным человеком, учителем астрономии, представившим ей свой мир.

За одну ночь, за двенадцать часов, ей пришлось прожить не свою, другую (но какую!) жизнь. Под звуки божественной музыки, под светом безымянной звезды пред нами предстала настоящая женщина, выплеснувшая, наконец, накопившуюся искренность, цельность, глубину своей натуры. И этот сказочный миг для учителя, прожитый с невероятной красоты королевой, «женщиной ниоткуда», станет ему подарком судьбы за богатство и щедрость его души.

Ночь закончилась, а дальше возвращение к себе…Эта душепотрясающая история Моны и учителя – это напоминание авторов о том, что, что спастись от себя можно только в одиночку, вглядываясь в свет своей далекой звезды.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: