Рецензия спектакля  «Проект J. О концепции Лика Сына Божьего» – правда о каждом из нас.

«Проект J. О концепции Лика Сына Божьего» - новый спектаклю Ромео Кастеллучи, одного из самых известных итальянских театральных деятелей. Его высоко оценивают большие критики, он обладатель премии «Новая театральная реальность», он главное лицо Авиньонского фестиваля 2002 года, он же со своим «Проектом J» участник Чеховского фестиваля в Москве.  

Над сценой большая копия ренессанского полотна с изображением Христа. Его взгляд устремлен вперед, он видит сцену и зрителя. Бог – наблюдатель, а, может быть, и судья. Сцена – это комната, где белый диван, кровать, покрытая белыми простынями, белые кресла. На диване, медленно покачиваясь и что-то неслышно шевеля губами, сидит совершенно седой старик, немощный, тихий, одинокий. Вероятнее всего, теперь его обителью стал дом престарелых. Сын пришел навестить отца, судя по внешнему виду, - это человек большого поста.

Беспомощность отца очевидна во всем: во взгляде, неловких движениях и…в переполненных подгузниках. Отец настолько слаб, что нуждается в постоянном уходе. Сын меняет ему подгузники. Но стоит сыну отойти, как подгузники опять полны. Вновь и вновь он моет отца, морщась и приговаривая слова утешения. Старик только скулит, будто прося прощения за свою немощь. Наконец-то можно уходить, но отец берет в руки горшок с экскрементами и неловко опрокидывает на себя и белую постель. Что это: маразм или нежелание расставаться с сыном?

Так что же сказать об этой краткой постановке: она семейно-бытовая или философско-богословская? Почему из пятидесяти минут общего времени сорок из них мы видим, двух актеров – отца и сына (Джанни Плацци и Серджио Скарлателла), занятых одним и тем же. Главный ответ на этот вопрос можно узнать только в последние несколько минут. Уходя со сцены, сын приближается к полотну, целует губы в губы Христа и что-то произносит. И вот абсолютно пустая сцена: нет ни отца, ни сына. Есть только Он, взирающий с высоты. И тут раздается нарастающий гул и треск.

Изображение Христа начинает пузыриться, искажаться, будто неведомая сила изнутри раздирает его. Затем Лик полностью исчезает, и тут вновь обретает формы. Потом чистый и ясный образ темнеет, жидкость, похожая по цвету на кровь (или содержимое горшка), заливает его. Образ разваливается, куски падают на сцену - и появляется на заднике сцены фраза на английском: «Я твой пастух», еще через мгновение посреди ее возникает новое слово – «not». Смысл становится противоположным: «Я не твой пастух».

Автор умышленно делает акцент на этом слове. Некоторое время яркий свет бьет откуда-то снизу, освещая слова божьи, затем буквы гаснут – над сценой возвышается прежний лик Христа. «Проект J» чем-то напоминает детектор лжи, который выдаст нам правду о каждом из нас, так как все мы – разные и по-разному решаем жизненные проблемы. Одни к подобной ситуации отнесутся сочувственно, другие – безразлично,  третьи – с негодование, четвертые примут ее смиренно…«Я не твой пастух», т.е. как ты будешь исполнять своё сыновий долг, выбери сам, - говорит нам всевидящий Христос.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: