Рецензия на спектакль «Время женщин» - сказка, которая случается.
В московском театре «Современник» на «Другой сцене» режиссер Егор Перегудов ставит спектакль по роману Елены Чижовой «Время женщин». Книга эта - лауреат «Русского букера – 2009». Несмотря на то, что режиссер всего год назад окончил РАТИ на курсе Сергея Женовача, спектакль получился по-взрослому зрелый и мудрый, что дает повод считать Перегудова мастером своего дела.
Действие разворачивается в Ленинграде прошлого века. Три одинокие женщины живут в коммуналке и воспитывают чужого ребенка. Мать девочки, Антонина - одинокое и измученное косыми взглядами создание, которое привлекает людей только с корыстными целями. Как, например, Николая, который ухаживал за ней лишь в надежде занять комнату. Соседки, три пожилые женщины, осуждают ее и жалеют. Они прошли блокаду и пережили всех своих родных, и их сердца закрылись и почерствели.
Но, как только они берут ее дочь под свое крыло, их души обретают давно забытую ими радость и доброту. Повествование в пьесе ведется от лица выросшей девочки, которая с любовью и благодарностью рассказывает о жизни любимых ею женщин. В спектакле много сказочного, аллегоричного. Работники завода представляются коварными, хитрыми злодеями, старушки – добрыми, заботливыми феями-крестными. Кухонная утварь вдруг начинает заполнять собой все пространство, и кухня превращается в волшебную лабораторию, на которой, за большим столом, произносятся ужасные пророчества.
Грезы Антонины подчас тяжело отличить от реальности, и все повествование временами как будто уходит в сказочный мир. Отдельно стоит поблагодарить актеров, которые справились с такой непростой задачей. Они великолепно сыграли свои роли как бы в двух мирах - в реальном, сером советском пространстве, и сказочном, воображаемом. Светлана Коркошко, Людмила Крылова, Таисия Михолап – идеально воплотили тройной образ женщин тяжелого советского периода с непростой судьбой, переживших блокаду, но, между тем, не зачерствевших и по-прежнему искренних.
Алена Бабенко сыграла две роли сразу – матери и дочери. И ей одинаково удались оба образа – застенчивой, забитой Антонины, и молодой, амбициозной художницы Сюзанны, человека уже совсем другого поколения. В финальном эпизоде взрослая Сюзанна рассказывает о смерти тех людей, с которыми она прожила «Время женщин». На сцене вырастают красные маки, символы смерти, но зрителям не страшно, а только немного грустно – ведь наверху, на возвышении, сидят три заботливые старушки, и внимательно слушают повесть о себе.
|