Рецензия на спектакль «Ночь Гельвера».
В настоящее время большинство людей не помнят кошмаров фашизма, то поколение, которое застало это жуткое время сейчас уходит. Смерть отдельно взятого человека – всегда трагедия, страх, жалость, звонкое осознание того, что все смертны и навечно на земле не задержится никто. Смерть миллионов людей такого пронзительного ужаса не вызывает. Вероятно, наша психика бережет нас от эмоционального шока. Об одной такой вырванной из миллионов трагедий судьбе героя и повествует пьеса «Ночь Гельвера» польского драматурга Инамара Вилквиста.
За весь спектакль на сцене появляются лишь двое героев – Карла и Гельвер. Эти два человека любят друг друга, но, несмотря на это, завязка сюжета далеко не банально-романтического плана. Гельвер – тридцатилетний молодой человек, страдающий слабоумием и как следствие, огромным отставанием в развитии. Карла для него – наподобие приемной матери, хотя почти одного с ним возраста. Гельвер описывает ужасы, которые ему пришлось видеть: на улицах Германии пылают пожары, поедая костёлы, магазинчики и прошлую беззаботную жизнь.
Гельвер восхищается своим новым знакомым Гильбертом – нацистом, и, попав под его влияние, пытается «соответствовать» ему, слушает военные марши, требует у Карлы выучить строевые команды. Те грязные, подлые поступки нацистов воспринимаются Гельвером с восхищением. Весь ужас происходящего душевнобольной парень не в состоянии осознать. Карла раньше была замужем за любимым человеком, который также ее любил. Они жили в доме с садиком в состоянии простого безмятежного счастья.
Все прекратилось в момент, когда Карла родила дочь. У девочки были врожденные уродства, и родители, как не старались, не могли ее полюбить такой, какая она есть. Ребенок плакал сутками напролет, и муж Карлы, не выдержав однажды, убежал из дома. Карла отнесла девочку в приют, и оставив сверток у входа. Утром вернулся домой раскаявшийся муж, сказал, что многое осознал, и что они будут любить свою дочь, какой бы она не была.
Карла бросилась бежать в приют, но ребенка ей там не отдали, никто не захотел ей объяснить, что стало с девочкой. Муж отрекся от Карлы, и тогда она режила взять из приюта Гельвера. Теперешнюю жизнь Карлы вряд ли можно было назвать райской, ведь ухаживать за душевнобольным не простая задача, здесь необходимо иметь ангельское терпение. И, тем не менее, она счастлива, ведь это лучше ужасного одиночества.
В размеренное существование Карлы и Гельвера врывается нацизм, с борьбой за чистоту расы. Карла понимает, что ее приемного сына ждет страшная участь, как и всех инвалидов и умственно отсталых людей. Она предпринимает попытку увезти Гельвера из города, но Гильберт узнает его и бросает в грузовик с другими бедолагами, но Гельверу удается сбежать.
Карла понимает, что все равно за ним придут, и решает отравить приемного сына смертельной дозой таблеток, которую тот послушно выпивает. Непростая задача стояла перед актерами Алексеем Черным и Екатериной Катюхоной, но они достойно справились со своими ролями, передав всю сложность и трагичность жизни главных персонажей спектакля.
|