Рецензия постановки «Утраченные иллюзии».

«Утраченные иллюзии» в постановке Леонида Десятникова во многом вызваны к жизни его работой в  Большом театре. Бальзак в своем романе изображает юного поэта, который стремится покорить Париж, будучи театральным журналистом, в результате он приходит к краху, моральному и материальному.

В 1936 году Владимир Дмитриев сочинил либретто для балета (балетмейстер Ростислав Захаров; композитор Борис Асафьев), сделав главного героя из журналиста композитором – человеком творческим. Сюжет либретто был следующим. Люсьен приносит партитуру написанного им балета «Сильфида» в оперный театр.

Вначале его встречают презрительно, но затем приме театра Корали понравилась музыка, и она убеждает директора театра принять балет к постановке. Между Люсьеном и Корали вспыхивает роман, приводящий в бешенство ее богатого покровителя. Соперница Корали в театре Флорина начинает интригу с целью получить новый балет в свое пользование.

Она увлекает Люсьена, и он бросает Корали ради техничной, но не обладающей талантом Флорины. Но вместе с любовью его покидает и талант: все, на что он теперь способен – это бодренькая, но пустая музыка, которую он пишет для Флорины. В раскаянии прибегает он к своей бывшей любимой, но поздно: девушка вернулась к своему покровителю.

Ратманский решил взять именно это старое либретто, решив по-своему рассказать эту историю. Музыка к балету совершенно новая, написана композитором Леонидом Десятниковым. Можно сказать, что «Утраченные иллюзии» в постановке Ратманского являются историей его личных отношений с театром. В этом плане важны несколько центральных сцен спектакля.

Люсьен (его партию исполняют в первом составе Иван Васильев, во втором – Владислав Лантратов) впервые приходит в Оперу. В центре сцены разминаются балерины, в стороне репетирует премьер, все как на картинах Дега. Но стоит только умолкнуть скрипке, под которую работал класс, легкая стайка танцовщиц с громкими претензиями подступают к преподавателю-балетмейстеру, кричат на сцене.

А премьер, только что такой изящный,  (Артем Овчаренко, Александр Волчков) скандалит с автором из-за текста, слишком сложного для него. Эта сцена сразу заставляет вспомнить все те споры, которые вел Ратманский с премьерами в Большом театре. Во время первого представления написанного Люсьеном балета мы не видим сцены, на которой танцуют «Сильфиду». Показаны только кулисы, дерево, за которым прячется Люсьен, наблюдая за спектаклем.

Сцена где-то справа, за реальной правой кулисой. Там сияет яркий свет, оттуда выбегают танцовщицы, оттуда выпархивает неземная Корали (Наталья Осипова, Светлана Лунькина). Герой счастлив, у него кружится голова. Когда появляется премьер, Люсьен переживает эмоциональный подъем, возможный только на удачной премьере.

Танец Люсьена и премьера поставлен синхронно. Герои двигаются друг напротив друга в одинаковых па. И очень отчетливо Люсьен видит себя в премьере, свое воплощение. Он забывает обо всем, в том числе и о том, как некрасиво тот вел себя на репетиции. Ведь это для него момент наивысшего счастья.

Во втором акте главной является сцена на карнавале, где Флорина (Екатерина Крысанова, Екатерина Шипулина) соблазняет Люсьена. И здесь необходимо небольшое уточнение. В варианте либретто 1936 года подразумевалось, что Коралли и Флорина имели реальных прототипов: прекрасных балерин Марию Тальони, прославившуюся как прима лирическая, и Фани Эльслер, бравурную приму.

Сцена на карнавале подразумевает искушение Люсьена именно техничностью, трюком, «бравуром»:  Флорина исполняет фуэте на игровом столе. Вспыхивающая овация зала после этого номера, наверняка, была просчитана Ратманским: публика реагирует именно на такие трюки, а вовсе не на лирические сцены.

Третий акт представляет собой балет в балете «В горах Богемии». На сцене теперь уже не сильфиды, а кабаре с усатыми разбойниками, как бы пародия на приключенческие балеты (вроде «Корсара», который Ратманский ставил вместе с Юрием Бурлаком). Но Люсьен, сочинивший эту музыку, не зря мечется по сцене.

Ему не нравится то, что он придумал, но не только в этом дело. Балетмейстер, который ставит этот балет, относится к своему делу с огромным энтузиазмом, явно с большим, чем к прежней «Сильфиде». Смещаются все критерии, становится непонятно, где кончается искусство и начинается ремесло.

Финала в классическом его понимании у балета нет. Люсьен сидит и смотрит в пустоту у открытой двери, куда только что ушла Корали. Неясно, будет ли что-то впереди. На пресс-конференции перед премьерой А. Ратманский отметил, что утрата иллюзий важна не только для искусства балета, но и  для каждого человека, для страны и для поколения. Но все же сферой балета является не социальное, а движения души.

ЕЩЕ

Рецензия на постановку Пластилин. Взгляд из Норвегии.
Рецензия на постановку "Пластилин". Взгляд из Норвегии. Необычное культурное событие произошло в Московской театральной жизни. Центр драматургии и режиссуры, расположенный на Беговой, пр...
Рецензия на постановку Международной Чеховской лаборатории Дядя Ваня.
Рецензия на постановку Международной Чеховской лаборатории "Дядя Ваня". Пьеса Антона Павловича Чехова имеет подзаголовок "Сцены из деревенской жизни в четырех действиях". Исто...
Рецензия на постановку Мастер и Маргарита. Как смутили венгерского режиссера.
Рецензия на постановку "Мастер и Маргарита". Как смутили венгерского режиссера.   На прошлой неделе прошла громкая премьера спектакля "Мастер и Маргарита" в Московском Худ...
Рецензия на постановку Льва Додина «Король Лир».
Рецензия на постановку Льва Додина «Король Лир». «Король Лир» Уильяма Шекспира ставился на сцене российских театров бессчетное количество раз. Также не раз эта пьеса экранизировалась. Поэтому каж...
Рецензия на постановку Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня....
Рецензия на постановку "Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня...". "Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня..." – так называется новый спектакль Дмитрий Крымова. На вопрос,...
Рецензия на постановку Женовача - Брат Ивана Федоровича
Рецензия на постановку Женовача - "Брат Ивана Федоровича" в Студии театрального искусства. В последнее время отметилась тенденция - современная молодежь, не читающая классику даже в рамк...
Рецензия на постановку Дмитрия Быкова Медведь.
Рецензия на постановку Дмитрия Быкова "Медведь". "Медведь" - пьеса, в основе которой лежит остросовременный политический памфлет, построенный вокруг совершенно неожиданного со...
Рецензия на постановку В. Дурненкова «Экспонаты».
Рецензия на постановку В. Дурненкова «Экспонаты». Данная постановка пьесы известного российского драматурга Вячеслава Дурненкова является совместной работой Центра драматургии и режиссуры и Театра...
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: