Рецензия на спектакль «Брат Иван Федорович» - жизнь не во лжи.

В основе спектакля «Брат Иван Федорович» Сергея Женовича лежит одиннадцатая книга «Братьев Карамазовых» классика русской литературы Ф.М. Достоевского. Для Женовича этот писатель самый постановочный, и, по его мнению, никто из наших современников ничего подобно сильного не написал.

Студия театрального искусства Женовича, основываясь на творчестве классика, обрела свой курс и существует не в игровой стихии, а в литературной, соответствующей эстетике и силе слова — слова проповеднического, душеспасительного.

Для постановщика главное — не солгать. В театре Женовича нет пошлости, выпяченности, режиссура ненавязчива, актерская игра основана на глубоком внутреннем психологизме и правде. Отсюда его «Мальчики» по главам «Братьев Карамазовых», отсюда и «Брат Иван Федорович».

В центре повествования и спектакля день, когда все в Скотопригоньевске живут в ожидании суда над Дмитрием Карамазовым, взявшим на себя вину в убийстве отца. Спектакль состоит из двух актов и восьми больших и малых диалогов.

Сцена погружена в темноту. Только свет (благодаря соавтору спектакля художнику по свету Дамиру Исмагилову) работает для постановки: здесь не просто говорят, акцент света на лицах, поворотах головы, выражении глаз, жестикуляции способствует передаче подводных чувств героев.

Художнику по сцене Александру Боровскому удается также передать трагичность, напряженность ситуации, ее траурность: черная балюстрада, отделяющая три ряда черных лавок от черной глубины сцены, черная одежда, подчеркивающая, что с момента кончины Федора Павловича прошло совсем немного времени.

Где мы: перед алтарем или в каком другом таинственном месте? О чем говорят герои? И хотя по названию спектакля можно предположить, что он выделяет Ивана, однако первая часть  это диалоги с Алешей Карамазовым, где герои признаются проповеднику Алеше о своих недостойных поступках и помыслах, любуясь при этом собой, как бы упиваясь своим бездушием и безбожием.

В центре второго акта — Иван, где ключевыми являются диалоги со Смердяковым и с Чертом. И если в первом акте доминирует убеждение, что Бога нет, то во втором - главным является утверждение, что есть Черт. Сначала Смердяков выстраивает свою линию совместного отцеубийства — и тут из кромешной тьмы выпрыгивает прямо на Ивана Федоровича Черт и рассказывает все о нем самом.

В конце спектакля он отправляет среднего брата Карамазова в небытие. Отсюда очевиден финал: на сцене вырисовывается длинный казенный стол в зале суда — завтра судебный процесс, завтра прозвучит приговор, будет дан ответ на вопрос: «Виновен?». А сегодня этот вопрос решается Иваном Федоровичем, сегодня он сам себе главный судья.

Какое в целом впечатление от спектакля? Да, спектакль честный, да, вновь прочитаны и пережиты одни из самых психологически сильных страниц романа, да, современен, потому что сегодня для самоутверждения молодежи стала вседозволенность и, пользуясь этим, некоторые из них, демонстрируя свою неординарность и новизну, готовы взрывать и убивать. И чтобы проповедовать добро, театру недостает большего напора,  громкости, потому что зло всегда способно проявлять себя изощренно, вызывающе, кричаще.

ЕЩЕ

Рецензия на спектакль «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня». Обреченная любовь.
Рецензия на спектакль «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня». Обреченная любовь. «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня» - именами героинь «Темных аллей» И. Бунина назван спектакль Д. Крымова...
Рецензия на спектакль «История солдата». Новая жизнь старой сказки. Черт и солдат на новый лад.
Рецензия на спектакль «История солдата». Новая жизнь старой сказки. Черт и солдат на новый лад.                        Спектакль «История солдата», написанный композитором Игорем Стравинским в 1...
Рецензия на спектакль «Игра в правду» Шамирова. Давайте поиграем!
Рецензия на спектакль «Игра в правду» Шамирова. Давайте поиграем! На сцене Независимого  театрального проекта можно посмотреть многообещающий, трогательный, смешной и реалистичный спектакль «Игра...
Рецензия на спектакль «Горбунов и Горчаков». Противостояние.
Рецензия на спектакль «Горбунов и Горчаков». Противостояние.                          Спектакль «Горбунов и Горчаков», поставленный режиссером театра «Современник» Евгением Каменьковичем — это с...
Рецензия на спектакль «Время женщин».
Рецензия на спектакль «Время женщин». «Женские времена» в «Современнике». В «Современнике» поставили спектакль, который стал настоящей сенсацией. «Время женщин» - спектакль поставленный мужчиной,...
Рецензия на спектакль «Буря» Доннеллана.
Рецензия на спектакль «Буря» Доннеллана. Деклан Доннеллан на чеховском фестивале превзошел сам себя, поставив шекспировскую сказку-завещание «Буря». Спектакль репетировали на природе, рядом с «кол...
Рецензия на спектакль «Будденброки». На сцене РАМТ впервые поставили Томаса Манна.
Рецензия на спектакль «Будденброки». На сцене РАМТ впервые поставили  Томаса Манна. На сцене Российского Академического Молодежного театра  состоялась премьера сложной постановки по роману извес...
Рецензия на спектакль «Арлекин слуга двух господ».
Рецензия на спектакль «Арлекин слуга двух господ». Пикколо Театро ди Милано на  XIV  российский театральный  фестиваль «Золотая маска» привез легендарный спектакль «Арлекин слуга двух господ», кот...
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: Печать почтовых открыток в Москве.