Труппа Каннингема в Москве. Авангард и классика: все вперемешку.
На сцене Театра Моссовета прошла серия спектаклей американской труппы «Мерс Каннингем данс компани». Это студия современного танца, которую основал знаменитый Мерс Каннингем. Труппа посетила Москву в рамках своего прощального турне: по последнему желанию Каннингема, после его смерти она должна прекратить свое существование. Программа труппы очень насыщенна. Она включает в себя три громких балета: «Тропический лес», «Biped» и «Xover».
Первый балет оказался самым понятным российскому зрителю. Возможно, из-за русского названия, или из-за ярких декораций, но факт остается фактом: именно этот спектакль зрители смотрели, не отрываясь ни на минуту. Чего стоит одно только зрелище с серебряными подушками, идея которого принадлежит сценографисту Энди Уорхолу.
Действительно, взмывающие вверх в хаотичном порядке блестящие части, символизирующие то ли тропических птиц, то ли сущности, живущие в лесу, в сочетании с танцорами, одетыми в трико телесного цвета – просто завораживают. Кстати, одевать своих актеров в «унисекс» - это еще одна «фишка» Мерса Каннингема.
Второй балет - «Xover» - также ставился совместно со знаменитым авангардистом Робертом Раушенбергом. В балете использованы запчасти машин вперемешку с яркими пятнами красок. Здесь танцоры снова демонстрируют чудеса пластики – их движения ограничены лишь анатомией. Все телодвижения артистов сопровождались потрясающе красивым голосом певицы, певшей то ли на английском, то ли на каком-то другом языке.
Балет «Xover» не имеет ни начала, ни конца, что, в общем-то, совершенно в духе Мерса Каннингема. Занавес был опущен в разгаре действия. Последний балет«Biped» из программы американской труппы «Мерс Каннингем данс компани» длился целых 40 минут. Танцоры исполняли свои па, находясь в прозрачной коробке.
При помощи проектора на ней же изображались абстрактные модели танцующих фигур, которые повторяли движения артистов. Это зрелище сопровождалось мистической музыкой, в которой спелись и скрипка, и множество других инструментов. Зрители радостно реагировали на происходящее – видимо, каждый узнавал в этом действии что-то близкое, родное и понятное для себя.
В целом можно сказать, что гастроли гостей их Америки удались на славу. Публика прекрасно принимала иностранных гостей, несмотря на явный авангардизм режиссера. Многие уже были знакомы с творчеством Каннингема – личностью выдающейся, знаковой, яркой. Многие отметили прекрасное совмещение компьютерных технологий с игрой танцоров.
|